Сущность инновационной деятельности социального педагога

- от умения осознавать и управлять процессами целеполагания, разлагать их на составляющие, отслеживать эти процессы, что дает социальному педагогу возможность "видеть" себя на пути построения педагогической концепции, яснее представлять границы своих состояний и действий;

- от способности распознавать значимость инноваций для детей и родителей;

- от умения строить оптимальные алгоритмы творческой деятельности для достижения цели;

- от уверенности, гибкости, адекватности действий при анализе и оценке результатов и последствий достижения цели;

- от владения алгоритмами выбора инновационной цели. Рефлексия на этапе реализации инновационной деятельности сопровождается двумя процессами: 1) педагог как бы заново возвращается на этап прогнозирования и там отслеживает отдельные составляющие концепции; 2) рефлексия на собственную деятельность — происходит анализ соотношения возможностей педагога и внешних условий.

Рефлексия на деятельность в аспекте последствий введения новшеств предполагает проведение анализа изменения условий деятельности. Социальный педагог при этом должен уметь разделять свои и чужие оценки последствий внедрения новшеств, предусматривать дальние последствия.

Большое значение для успешности инновационной деятельности имеет способность педагога осознавать границы возможностей самореализации, изменять их в реальном действии или на мысленном уровне и переживать чувство успеха. На успешность деятельности кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, самооценка, степень открытости новому и т. п.) влияют социальные факторы, способности педагога к общению, эмпатии, осознание других людей, которые могут либо способствовать, либо тормозить инициативу. Осознание воздействия других является одним из условий реализации новшества, видения границ возможностей и отношения к ним. Рефлексия причин и последствий воздействия педагогического сообщества позволяет управлять процессами воздействия (защищаться от них, усиливать их в случае положительного эффекта и т. п.).