Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса

В качестве методологической основы ИТОУП выступает теория дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Согласно данной теории, содержательная и процессуальная стороны обучения неразрывно связаны между собой, они взаимозависимы и взаимоопыляемы. Изменение любой из них приводит к изменению другой. С этих позиций информационно-технологическое обеспечение учебного процесса предполагает включение двух составляющих — информационной и технологической.

Проанализируем сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса, последовательно раскрывая каждую из его составляющих.

Информационную составляющую, реализующую содержательный аспект обучения, целесообразно рассматривать в контексте задачи полного и адекватного предоставления студентам и педагогу учебной и другого рода вспомогательной информации, способствующей достижению поставленных дидактических целей и обеспечивающей достижение гарантированного педагогического результата. Раньше в условия?! информатизации обучения эта задача решалась, как правило, использованием в учебном процессе соответствующих дидактических средств — программных педагогических продуктов. Они специально разрабатывали в интересах реализации определенной методики обучения, или, как свидетельствует педагогическая практика, уже под готовые программные продукты формировалась соответствующая методика их применения. В совокупности методика обучения и поддерживающие ее программные продукты составляли ПМК, выступающий в качестве основы программно-методического обеспечения. Такой подход и сегодня имеет широкое применение в ряде высших учебных заведений России, но у него есть; и ряд серьезных недостатков, на которых следует остановиться подробнее.

Во-первых, в условиях информатизации учебного процесса применение ПМК позволяет успешно решать лишь достаточно узкий класс частных дидактических задач, направленных в основном на достижение тактических учебных целей. Это обусловлено изначальной их ориентацией на определенную методику обучения.