Сущность и содержание социального воспитания

Суть воспитания заключалась в формировании добродетелей, что принципиально отличало отечественное воспитание от системы просвещения в западных странах, где основное внимание уделялось освоению знаний. В XVII в. Россия выбрала западный цивилизационный путь развития, что не замедлило сказаться на негативном поведении подрастающего поколения.

В связи с этим в сер. XVIII в. в период правления Екатерины II в дворянской среде усиливается интерес к проблемам воспитания. На смену старинных педагогических наставлений, основанных на зубрежке и подчинении, появляется новый гуманитарный идеал воспитания, во многом сходный с евангелистским в выводах. Именно религия выступала в роли хранительницы общечеловеческих ценностей. Поэтому христианская мораль лежала в основе воспитания вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

Большую роль в осуществлении планов Екатерины II сыграла деятельность И.И. Бецкого, который пытался реализовать идеи либерализации образования в России. В период правления Александра I были подтверждены цели воспитания, выдвинутые при Екатерине П. С этого момента в России начинают существовать планомерно и законно средние государственные учебные заведения, задачами которых становится не только обучение наукам, но и воспитание нравственное, гражданское, "воспитание духа и тела". Осуществлялось это воспитание всеми социальными институтами: семьей, школой, церковью и др. В конце XIX — начале XX в. общественный интерес к проблемам воспитания открыл новые пути привлечения родителей и разнообразных организаций к воспитанию детей.

Коренной поворот в изменении целей и содержания воспитания был сделан после революции 1917 г., когда произошло искоренение христианских норм из теории и практики отечественной педагогики.

Социальное воспитание зародилось еще в античные времена, но научное обоснование этот термин получил только в конце XIX - начале XX в. О социальном воспитании и его влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе высказывались русские педагоги, философы, писатели — К.Д. Ушинский, Н.Ф. Федоров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.