Структура типового блока уроков

Последний параметр — наличие времени — не относится к этой группе. Но он не попадает и ни в какую другую. Мы решили, время, выделяемое на изучение материала, не может варьироваться в очень широких пределах, и поэтому включили его как характеристику самого изучаемого материала, понимая всю искусственность и некорректность этого.

Тренинг-минимум. Так как этот модуль предназначен для оттренировывания до автоматизма умения решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения, то сначала должны быть заданы эти шаблоны. Это обычно делается через интерактивные формы уроков — чаще всего посредством бесед. Постепенно они должны перейти в самостоятельную работу учеников. Промежуточным шагом может быть использование практикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через общение учеников между собой. В этом случае состав групп, не учитывает никаких уровневых достижений учеников, поскольку никаких уровней пока просто нет. Напомним, что наши уровневые достижения являются ситуативными характеристиками, а не знаками различия, вследствие чего на рассматриваемом отрезке блока уроков все ученики считаются некомпетентными в изучаемой теме.

Остановимся подробнее на форме беседы. Это интерактивная форма с переменным направлением информационных потоков. В зависимости от того, как организовано чередование этих направлений во времени, различается несколько разновидностей беседы.

Можно указать некоторую целесообразную последовательность в применении этих разновидностей беседы, полученную в результате наблюдения деятельности успешных учителей. Но мы не станем навязывать этой чисто эмпирической информации, ограничившись только двумя соображениями. Среди этих разновидностей при изучении нового материала используется беседа с параллельным контролем, так как обучающая система вносит изменения в процесс по данным непрерывной обратной связи. Поэтому и при тренинге-минимум эта разновидность будет первой. Наиболее близка к самостоятельной работе беседа с постконтролем: достаточно вместо одной задачи предложить сразу две, а потом проверить сразу обе, как получится традиционная самостоятельная работа. Следовательно, беседа с постконтролем окажется последней в тренинге-минимум. В остальном можно положиться на опыт и здравый смысл.