Структура типового блока уроков

Изучение нового материала . Для этого модуля предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам укрупненную дидактическую единицу. Однако заметим, что материал не всегда таковую содержит, ибо, как ранее указывалось, смысл укрупнённой единицы не количественный, а качественный: наличие комплекса взаимно обратимых мыслительных операций, единство содержания по способу деятельности или фабуле. Кроме того, не всегда класс подготовлен к восприятию лекций. Наконец, и учитель не всегда может читать лекции. Нет никаких оснований вытеснять проверенные формы — беседу, рассказ, семинар. Очевидно, разумное их сочетание полезнее. Довольно ясно, что выбор той или иной формы не должен быть случайным, он зависит от трех групп критериев: характера материала, особенностей контингента, профессионального мастерства учителя. В случае изучения нового материала в основном объёме наибольшую значимость имеют критерии первой группы. Остальными, за исключением крайних и явных случаев, можно пренебречь. Чтобы выстроить такие критерии, необходимо уточнить признаки этих организационных форм, поскольку сегодня в дидактике нет единых определений, а те, что есть, трудно сопоставлять, так как они даются фактически на разных языках.

Для уточнения признаков воспользуемся ранее введенными параметрами — информационный режим, характер дидактической единицы, цели. Здесь мы будем говорить о педагогических целях, то есть целях развития и воспитания. Однако воспитание — тоже развитие. Чтобы избежать путаницы, будем считать собственно развитием развитие под воздействием внутренних стимулов и мотивов, обусловленное. Воспитанием будем считать развитие под воздействием внешних факторов, обусловленное. Цели будем различать локальные и глобальные. Это деление довольно условно, так как нет и, похоже, не может быть чёткой границы между ними. Например, добиться аккуратного ведения тетради — цель глобальная, добиться проведения каждым учеником полей шириной 25 мм красным карандашом — цель локальная. Часто глобальные цели не диагностируемы, то есть невозможно точно определить, эта цель уже достигнута или еще нет. В таких случаях важнее может оказаться процесс движения к цели как некоторому идеалу. Локальные цели диагностируемы всегда.