Структура профильного обучения
Таким образом, «профильное обучение» – это не традиционные для массового педагогического сознания «гуманитарный профиль», «экономический профиль» и т.п., или же в общем случае – школа, «спрофилированная на вуз», а нечто совсем иное – «обучение на основе индивидуальных образовательных профилей», основным организационным механизмом которого выступает ИУП. В данном случае механизмом реализации гибкой системы профильного обучения является возможность выбора учащимся многообразных образовательных программ, т.е. отсутствием ограничений в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Введение ИУП как одной из организационных форм ПО осуществляется на основании письма Департамента общего и дошкольного образования Минобразования РФ «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» .
В нашем исследовании мы опирались на следующие принятые нами определения понятий, связанных с индивидуализацией обучения.
Индивидуализация обучения – «организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика» .
Индивидуальная образовательная траектория – «педагогически проектируемый оптимальный путь решения его индивидуальных образовательных задач» с помощью ресурсов школы или образовательной сети.
Индивидуальная образовательная программа (индивидуальный маршрут) – нормативно-управленческий документ, позволяющий реализовать принцип личностно-ориентированного образовательного процесса путем создания условий для индивидуального обучения, цель которого – получение индивидуального среднего образования на выбранном уровне в соответствии с образовательными стандартами.