Стратегия развития профильного обучения в Ханты-Мансийском автономном округе

В среднем по России около 44% старшеклассников обучаются по программам профильного обучения. В ходе проведенного мониторинга выявлено, что доля учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам на старшей ступени общего образования в целом по стране составляет 4,52%, в автономном округе данный показатель 1,85%.

Введение профильного обучения в 2005-2007 годах сопровождалось значительным количество профилей - 36. При этом не анализировались содержание и их ресурсное обеспечение. Анализ структуры реализуемых в автономном округе профилей позволил выйти на укрупнение ряда профилей.

Образовательным учреждениям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реализующим профильное обучение на старшей ступени общего образования, Департаментом образования и науки автономного округа рекомендован набор следующих возможных профилей: физико-математический, естественнонаучный, филологический, социально-гуманитарный, социально-экономический, технологический , универсальный.

Как показывают результаты мониторинга профильного обучения в автономном округе, основные интересы учеников старших профильных классов концентрируются в 3-х образовательных областях: филология, естествознание, математика. Как выглядит наш округ в сравнении с Россией и отдельными регионами?

В школах России наиболее распространен универсальный профиль: в городской местности его доля 21,5% от количества профильных классов, а в школах сельской местности - 31,5%. Физико-математический профиль по распространенности занимает в среднем по стране второе место, как в городских школах, так и в школах сельской местности. В нашем автономном округе в городских школах преимущество имеют естественно-научный и универсальный, в сельских территориях - универсальный и информационно-технологический профили.

В сравнении со средними показателями в Уральском федеральном округе, в городских общеобразовательных учреждениях автономного округа на 14,5% больше реализуется естественно-научный профиль и на 8% меньше - универсальный. В сельских школах почти на 17% больше реализуется информационно-технологический профиль и на 10% - филологический. На 20% меньше, чем в УрФО в сельских школах автономного округа реализуется универсальный профиль.