Стратегия развития профильного обучения в Ханты-Мансийском автономном округе

Еще один механизм развития сетевого взаимодействия - перевод системы элективных курсов на над школьный уровень. Для реализации данного механизма необходимо создание на муниципальном уровне каталога имеющихся в общеобразовательных учреждениях элективных курсов. Каталог таких курсов, успешно прошедших экспертизу, учредитель направляет в каждую школу территории, и обязывает ее предоставить ученику возможность посещать любой избранный курс, указанный в каталоге, и засчитывать его.

В образовательных учреждениях автономного округа разработано около 3 тысяч элективных курсов для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Вместе с тем, в ряде школ автономного округа по некоторым профилям нет достаточного количества элективных курсов, а, зачастую, учреждение предлагает обучающимся минимальное количество элективов без выбора. Анализ ситуации показывает, что школы с небольшим контингентом старшеклассников не способны ввести профильное обучение своими силами, но и не готовы к сетевому взаимодействию.

Как мы уже отмечали, школы выбрали модель внутри школьной профилизации, которая не требует значительных организационных затрат. Вместе с тем, научные исследования и практика указывают на то, что наиболее перспективными и эффективными являются сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Именно в этом направлении нам предстоит двигаться. Организация и поддержка сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций - важная часть обеспечения введения профильного обучения. Поэтому разработка схем сетевого взаимодействия и их внедрение должны стать частью муниципальных программ введения профильному обучению. Однако само по себе сетевое взаимодействие - не самоцель: целью является индивидуализация образования старшеклассников. Эффективным механизмом реализации этой задачи, на наш взгляд, представляется укрупнение старшей ступени, создание в территориях школ старшей ступени.

Важнейшей составляющей реализации профильного обучения является готовность педагогических кадров к данной деятельности.