Становление и развитие идеи профильной дифференциации
8. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др.
Анализ зарубежных моделей профильной школы в сопоставлении с отечественной моделью, предложенной в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» позволяет сделать следующий вывод. Появившаяся существенно позже своих зарубежных аналогов и разработанная с учётом их достижений и ошибок, российская модель профильного обучения на старшей ступени общего образования представляет собой уникальный комплекс организационно-педагогических механизмов, не имеющий аналогов в мировой практике. В тех или иных зарубежных странах мы можем встретить лишь отдельные элементы – составные части российской модели профильного обучения, такие как:
– предпрофильная подготовка (Франция, отчасти Англия);
– трёхкомпонентный подход к конструированию структуры и содержания профилей различных типов, включая курсы базового, профильного и элективного типа (Польша, Франция);
– обучение на основе индивидуального учебного плана (Англия, США);
– многопрофильное образовательное учреждение как одна из организационных моделей профильного обучения на старшей ступени общего образования (Франция, Польша, Швеция, Норвегия);
– тьюторская поддержка обучающихся (Англия, США);
– социальное партнёрство и сетевое сотрудничество в системе профильного обучения (США);