Становление и развитие философии образования

Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп (ок. 490–430). Представители эллинистического (греческого) стоицизма. В качестве важнейших элементов они рассматривали долг и воспитание характера человека. Стоицизм – это идеология преимущественно имущих классов; важность долга, воспитания и веры во всеобщие законы были привлекательны только высшим римским классам, которые и превратили стоицизм в идеологию Римской империи.

Конфуций (551–479 до н.э.) – самый знаменитый педагог Китая, основатель конфуцианства. В центре его внимания находились проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Он первым разработал концепцию идеального человека, благородного мужа – не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств: гуманности, человечности, любви к людям, справедливости, верности, искренности и т.д. Исходной точкой учения Конфуция была концепция чжэн мин – выправления (исправления) имен, т. е. приведение вещей в соответствие с их названием. Ряд положений Конфуция имел ярко выраженный классовый характер, что способствовало в будущем превращению конфуцианства в государственную доктрину.

Джон Локк (1632–1704) – основатель сенсуалистического направления в познании мира. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Он был убежден, что материал мышления и познания происходит из опыта. Согласно его учению, «душа» (разум) человека при рождении есть tabula rasa (чистая доска) и ее заполнение происходит в процессе жизни и чувственной деятельности человека. «Душа есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей… Откуда получает она весь материал рассуждения и значения? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит». Знаменитая статуя Этьена Бонно де Кондильяка, наделенная им ощущениями и признающая объективный мир, не способна познать его, так как познавательную деятельность французский сенсуалист свел к чистой чувственности, объявляя духовные способности человека превращенными ощущениями. «Все наши знания происходят из чувств… Идеи тем проще, чем они менее абстрактны и чем они ближе к чувствам; и что, наоборот, они тем сложнее, чем они дальше от чувств и чем они становятся более абстрактными». По Локку, познание возникает из опыта (простых идей восприятия и рефлексии), но рассудок активно перерабатывает этот материал, что приводит к появлению качественно отличного от простых идей. Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Согласно этому, рассудок человека играет активную роль в познании.