Становление и развитие философии образования

Платон считал, что всеобщая система образования и воспитания обеспечит каждому человеку место в обществе, в котором он сможет выполнять общественную функцию. Когда каждый занят тем, для чего он подходит лучшим образом, и когда социальные функции реализуются наилучшим способом, то общество станет справедливым. В определенной степени в учении Платона прослеживается мысль о социальной справедливости, к которой общество стремилось практически весь период своего существования.

Аристотель (384–322 до н.э.). Вершиной развития философской мысли Древней Греции выступает созданная Аристотелем теория познания. Материалистический сенсуализм Аристотеля отчетливо проявляется в утверждении, что познание начинается от предметов, действующих на наши чувства, и приводит к законам, познаваемым нашим разумом. Для него первый шаг в познавательном процессе заключается в восприятии нашими органами чувств отдельных вещей, а затем происходит постижение существенного и общего путем абстрагирования от случайного. Для мыслителя понятия были переходным явлением от элементов чувственного образа к отвлеченно-абстрактным понятиям рационального постижения мира. Аристотель рассматривал приобретение знания как процесс, который начинается с чувственного опыта и завершается постижением сущности, т. е. познание для него некая пирамида, поднимающаяся от уровня реальной материальной вещи до абстракции чистой формы. По Аристотелю, для каждого отдельного человека цель заключается в реализации его способностей в обществе, в котором он живет; в нахождении собственного стиля и места в обществе, на котором он лучше всего реализует свои способности. Аристотель разграничивал теоретические, практические и пойетические (поэтические) дисциплины (аристотелевская классификация различных форм познания). Он предложил модель нравственного воспитания, достаточно популярную в наше время, – тренировать детей в подходящих типах поведения, т.е. упражнять в хороших поступках.

Эпикур (341–270 до н.э.). Представитель поздней Античности. Учил осмотрительному стилю жизни. Упрощенно положения эпикурейской жизненной философии можно сформулировать следующим образом: единственное благо, которое существует, – наслаждение; для обеспечения максимального наслаждения необходимо стремиться к тем благам, которые можно контролировать. Философия Эпикура – философия наслаждения (гедонизм). Дружба и занятия литературой – это наивысшие и единственные блага, к которым следует стремиться человеку.