Становление и развитие философии образования

Идеология образования. Идеология – это система различных идей, представлений, понятий и взглядов, в которых определяются, осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Идеология образования определяется общественным строем и соответствующим развитием науки.

Рассмотрим некоторые взгляды идеологов образования в различные исторические эпохи.

Сократ (ок. 470–399 до н.э.). Считал, что существуют ценности и нормы, являющиеся всеобщим благом (высшим добром) и справедливостью. Для него добродетель была определенным эквивалентом «знания». Используя современную терминологию, у Сократа можно выделить три основных вида знания, которые, тем не менее, для него были нераздельными: 1) знание – это знание о нас самих и о ситуациях, в которых мы находим себя (фактуальное знание); 2) знание о том, как мы должны жить (нормативное знание); 3) знание должно быть «одно» с человеком (знание, которого придерживается человек). Сократ рассматривал знание как познание самого себя с помощью понятий. Для него добро существует как идея. Основные тезисы Сократа:

1. «Благо» есть «знание».

2. «Правильные знания необходимо ведут к моральным действиям».

3. «Моральные (справедливые) действия необходимо ведут к счастью».

Представляется, что тезисы Сократа не потеряли своей актуальности в наше время.