Современные программы воспитания детей раннего возраста

• формирование наряду с наглядно-действенным мышлением элементов наглядно-образного мышления и простейших видов суждений;

• воспитание интереса к трудовым действиям взрослых, желание помогать им;

• формирование умения играть и заниматься рядом со сверстником;

• формирование элементов сюжетно-ролевой игры;

• формирование практического опыта правильного поведения со сверстниками, любви к родителям и близким, послушания.

Содержание всех разделов программы жестко приурочено к возрасту детей. Занятия с детьми второго года жизни представлены по полугодиям. Основная направленность их — формирование у детей навыков самообслуживания, послушания, умения выполнять инструкции взрослых, бережного обращения с игрушками, умения играть рядом с другими детьми, обучение совместным играм.

Преобладающей формой обучения детей являются занятия. Рекомендуется проводить по 2 занятия в день с подгруппами по 5—6 детей до полутора лет и по 8—12 детей от полутора до трех. Длительность занятий 8—15 минут.

В программе заложены достаточно подробные и жесткие требования к содержанию занятий по ознакомлению с окружающим, сенсорному развитию, развитию речи, движений, сюжетных и дидактических игр в соответствии с возрастным этапом жизни детей. Эти требования опираются на представления авторов о возрастных нормативах развития детей. Так, дети от полутора до двух лет должны уметь складывать пирамидку из 2—3 колец, различать 4 цвета, к трем годам — знать 6 цветов, уметь правильно держать карандаш, кисть, пользоваться ими; уметь скатывать комок глины прямыми и круговыми движениями и т.д. Подробно прописаны требования к развитию речи детей по полугодиям.

В целом программа имеет регламентированное содержание, ориентирует воспитателей и педагогов на формирование у детей определенных знаний, умений и навыков, является образцом учебно-дисциплинарной модели воспитания и обучения.