Современные программы воспитания детей раннего возраста

Острая потребность в современных программах для самых маленьких послужила стимулом для коррекции ранее обязательной типовой программы и создания новых программ. В данной главе описываются наиболее известные из них.

Программа воспитания и обучения в детском саду базируется на «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду», является ее адаптированным вариантом, и в 80—90-е годы была обязательным документом для всех воспитателей и педагогов дошкольных учреждений России.

Программа воспитания и обучения детей раннего возраста является составной частью данной программы по воспитанию, развитию и обучению детей от 1 года до 7 лет. В ней ранний возраст делится на два периода: от 1 года до 2 лет и от 2 до 3 лет. В соответствии с этим в каждом разделе программы в качестве общих задач воспитания детей раннего возраста выступают:

• укрепление здоровья, закаливание, развитие навыков опрятности;

• сенсорное воспитание (зрительное, слуховое осязательное восприятие), развитие представлений об окружающем;

• развитие внимания, памяти, познавательной деятельности;

• развитие речи, потребности в речевом общении;

• развитие культуры поведения: доброжелательности, сочувствия, отзывчивости по отношению к людям;

• формирование умения подражать взрослым, выполнять трудовые поручения, заботиться о животных и растениях;

• развитие эстетического восприятия;

• развитие интереса к музыке, подражание пению взрослого, ритмические движения под музыку.

На третьем году эти задачи дополняются следующими: