Современные программы воспитания детей раннего возраста

Пособия для детей включают «Хрестоматию музыкального репертуара к программе «Малыш» (М., 1995), которая содержит репертуар произведений для прослушивания, движения под музыку, соответствующие методические рекомендации, аудиокассету с записями классической музыки, и пособие «Мы танцуем и поем» (М., 1998). В это пособие включены детские песенки с повторяющимися словами, звукоподражаниями и простой мелодией, которые дают возможность малышам с полутора лет при участии взрослого подпевать их. Пение песенок сопровождается танцевальными движениями и рассматриванием красочных картинок в книге. Пособие содержит методические советы для родителей и педагогов.

Программа «Юный эколог» направлена на формирование начал экологической культуры у детей, начиная с 2 лет. Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, к себе и своему здоровью. Экологическое воспитание основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней, элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Экологический подход в ознакомлении детей с природой и содержание разделов программы строится на главной закономерности природы — взаимосвязи всего живого со средой обитания.

Переход к личностно-ориентированной педагогике, основанной на признании само ценности каждого периода детства, выдвижении на первый план воспитание активной, творческой личности с учетом индивидуальных темпов развития ребенка, повлек за собой необходимость создания программ нового поколения. Если до реформы образования все дошкольные учреждения страны работали по единой типовой программе, то в соответствии с принципом вариативности, провозглашенным в новой концепции дошкольного образования, открылась возможность свободного выбора педагогами образовательных программ. В настоящее время разработано большое количество программ нового поколения, предназначенных для образования детей дошкольного возраста, как комплексных (направленных на всесторонне развитие ребенка), так и парциальных (направленных на развитие отдельных видов детской деятельности).