Современные программы воспитания детей раннего возраста

Помимо комплексных разработан ряд парциальных программ для детей раннего возраста, нацеленных на развитие отдельных видов детской деятельности. Приводим ряд наиболее распространенных парциальных программ.

Программа «Гармония» — главная идея, которой — целостное развитие личности ребенка 2—5 лет, его интеллектуально-художественного и творческого потенциала. Основной принцип здесь — многоступенчатая интеграция образовательных и воспитательных задач .и различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную). Программа предусматривает работу по двум взаимосвязанным направлениям: накопление у детей социального опыта познания себя и окружающего мира и реализация его в условиях самостоятельной деятельности малышей; содержит новые оригинальные технологии, в основе которых лежит поисковая деятельность ребенка, обеспечивающая ему субъектную позицию в познавательно-творческом процессе. Составной частью этого документа является подпрограмма развития ритмической пластики ребенка «Ритмическая мозаика,» которая содержит методические рекомендации и разнообразный практический материал. К ней разработан «Комплект видеофильмов» (Воробьева Д.И. — СПб., 1993—1996), где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношения детей и педагога в ходе мини-занятий, игровой и практической деятельности детей.

Программа «Малыш» нацелена на развитие музыкальных способностей у детей третьего года жизни в разных видах музыкальной деятельности. Основу ее составляют произведения классического репертуара; разработан ряд новых музыкальных игр. В программу развития музыкальности у детей раннего возраста входят пособия для педагогов и для детей. Пособие для педагогов включает музыкальный репертуар, методические рекомендации по организации работы с детьми, материал для праздничных утренников и кукольных спектаклей. Богатый выбор его позволяет педагогам проводить занятия с учетом уровня развития каждого ребенка.