Современные программы воспитания детей раннего возраста

— принципы отбора и подготовки персонала для работы с детьми.

Программа основывается на естественном интересе и влечении детей к познанию, на их потребности в тесном и глубоком контакте с окружающими взрослыми; направлена на физическое, эмоциональное, социальное и когнитивное развитие ребенка; создание безопасной, здоровой, стимулирующей познание среды; организацию благоприятной эмоциональной атмосферы развития, координацию с этой целью взаимодействия педагогов с родителями.

Ведущим принципом программы является индивидуализация подхода к воспитанию и обучению: учет темперамента, индивидуальных особенностей, вкусов и предпочтений ребенка, стиля воспитания в семье. Предполагается, что воспитатель придумывает интересные виды деятельности для каждого ребенка, внимательно наблюдет за ним, при необходимости заменяет или адаптирует материалы и задания, создает условия для развития его любознательности и переживания успеха в деятельности.

Важное место в программе уделяется отбору и подготовке персонала, работающего с маленькими детьми. Помимо специального педагогического образования, воспитатель дол-жен обладать особыми личностными качествами — умением общаться и играть с малышами, испытывая при этом радость, удовольствие, проявляя чуткость и изобретательность, следуя за их интересами. Залогом высокого качества программы является умение персонала вести систематическое наблюдение за развитием, эмоциональным состоянием, поведением детей. В помощь воспитателям предлагаются методы ведения наблюдений, способы их фиксации, использования в работе с детьми и родителями.

Необходимыми условиями реализации программы являются наличие постоянного воспитателя, работающего с детьми от рождения до 3 лет; небольшое количество детей в группах и требование, чтобы на одного взрослого приходилось не более трех детей. Только при этих условиях может быть осуществлен подлинно индивидуальный подход к развитию ребенка раннего возраста и реализовано личностно-ориентированное взаимодействие персонала с детьми. Важным принципом, соответствующим гуманистическим установкам программы, является участие семьи в ее реализации. С точки зрения психологии развития ребенка раннего возраста, недопустимо отрывать ребенка от матери и помещать его в непривычные условия. Поэтому уделяется особое внимание периоду адаптации ребенка к детскому учреждению, вовлечению родителей в жизнь группы, налаживанию взаимопонимания и взаимодействия между родителями и педагогами с целью сохранения привязанностей, обеспечения преемственности в методах воспитания, создания безопасной, эмоционально благоприятной среды развития.