Современные подходы к разработке теории личностноразвивающего обучения

Проблема установления возрастных норм развития связана с разработкой и реализацией формулируемого авторами принципа непреходящей ценности всех этапов развития. Они считают необходимым разработку системы показателей, характеризующих психологическую готовность ребенка к новым ступеням обучения. В основу принципа положена мысль А.В. Запорожца о неразумности торопливости в переводе детей с одной ступени развития на другую (от образа к слову, от игры к учению, от предметных действий к умственным и т.д.).

Принцип неравномерности (гетерохронности) формирования психических действий рассматривается В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым также в связи с необходимостью установления возрастных норм развития и осознанием необходимости получения и учета данных не столько об изолированных исполнительных, когнитивных, эмоционально-оценочных, личностных компонентах поведения и деятельности, сколько об их чередовании, выравнивании, конкуренции в темпах становления.

Особую проблему авторы видят в определении «размеров» индивидуальной зоны ближайшего развития обучаемого, так как ее уменьшение или увеличение могут иметь негативные последствия. Этим объясняется выделение принципа, сформулированного как «определение зоны ближайшего развития» и выступающего одновременно методом диагностики способностей, понимаемых как способы деятельности.

Для развития сознания и выявления порождающих его структур требуется выяснение адекватных возрастным особенностям детей внешних средств (предметов, знаков, символов, моделей) и внутренних способов предметной и умственной деятельности. В образовании связей между предметами и действиями (акциями) опосредующую роль играют знаково-символические структуры, которые входят в материю сознания (Л.С. Выготский). Символизация играет при этом роль средства осмысления.