Составляющие процесса учения. Проблемы социального научения человека. Рефлексия

• как механизм взаимопонимания – осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению; рефлексия – не просто знание или понимание самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления, причем содержанием последних выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии – отношения предметно-рефлексивные.

Рефлексия имеет дело с предметным содержанием, которое безличностно, но при этом различают теоретическую и практическую рефлексию. Первая представляет собой момент развития понятия, метод, позволяющий переходить от одного определения к другому в рамках одного понятия. Вторая является процессом соотнесения индивидуального действия или помысла с понятием и одновременно контролирует меру этой соотнесенности.

Рефлексию следует рассматривать как способность человеческого мышления осознавать свои собственные формы и содержание, критически анализировать предпосылки и методы познания. Рефлексия – универсальный способ анализа операционального поля сознания («осознание сознания»), основанный на системном подходе к анализу явлений действительности и самой рефлексивной функции объектов управления.

В современной социальной педагогической психологии «рефлексия» рассматривается во взаимосвязи с феноменами педагогической социальной перцепции (функция эмпатии, механизмы центрации и идентификации в межличностном познании, концепция рефлексивно-перцептивных способностей и умений и др.). Рефлексивно-перцептивные умения педагога можно представить в виде познания собственных индивидуально-психологических особенностей, оценки своего собственного психического состояния, а также разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3   Следующая > В конец >>