Составляющие процесса учения. Проблемы социального научения человека. Рефлексия

Важнейшими формами социального научения являются имитация, подражание, идентификация. Имитация – это подражание, более или менее точное воспроизведение оригинала, подделка. Идентификация – процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства и действия другой личности, выступающей в качестве модели.

Научение может осуществляться на различных уровнях: выработка реактивного, концептуального и оперантного поведения, когнитивного научения (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко). Научение не может быть успешным, если человек не достиг определенного уровня развития, созревания. В психологии выделяют критические сензитивные периоды в развитии, в которые наиболее легко осуществляются определенные виды научения, например викарное научение (подражание) возможно в 2–3 года, когнитивные способы научения – с 5 лет, научение путем рассуждения – с 12 лет, формирование профессионального мышления – 20–25 лет.

Истоки рефлексивного подхода к познанию явлений и предметов действительности находятся в трудах философов. Так, Р. Декарт отожествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя ее как особый источник знания – внутренний опыт, в отличие от внешнего. В этой трактовке преломились представления о реальной способности человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, к самоанализу собственных состояний.

В современной гносеологии рефлексия рассматривается преимущественно как один из методов познавательной деятельности. С этой позиции рефлексия характеризует любую мыследеятельность, которая вскрывает предельные, пограничные основания образов, способов фиксации, проявлений природного, общественного, познавательного, собственно человеческого универсумов, высвечивает амплитуды понимания и постижения всего сущего. Имеется в виду обращение мышления на осознание собственных исходных позиций для уразумения способов формирования представлений о сущем, принципов его фиксации, освоения в различных типах деятельности (предметной, социальной, экзистенциальной).

В современной психологии рефлексия трактуется следующим образом:

• как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, что предполагает особую направленность внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта: у детей рефлексии почти нет и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы;