Социально педагогическое воспитание в древности

Одними из первых письменных источников, посвященных проблемам социального воспитания, были труды древнегреческого философа Платона. В своих трудах «Государство» и «Законы» он сделал попытку представить проект идеального, по его мнению, общественного строя. Платон полагал, что государство возникает, когда один человек не может самостоятельно обеспечить себя всем необходимым, но нуждается еще во многом. Для удовлетворения той или иной потребности он прибегает к помощи других людей – профессионалов в той или иной сфере .

Платон считал, что каждый член государства должен быть специалистом лишь в одной области, но достичь в ней подлинного мастерства. Причем ему следует поручать то дело, к которому он предрасположен по своим природным задаткам, им он и будет заниматься всю жизнь, не отвлекаясь ни на что другое. Всех граждан государства Платон разделил на три категории: правители, воины и ремесленники. Каждой из категорий соответствует определенное начало человеческой души: разумное, аффективное и неразумное – ремесленники. Счастливым и процветающим, по мнению философа, может быть лишь государство целиком, а не отдельный класс или индивид.

По мнению Платона, для сохранения и эффективного функционирования государства необходима реализация следующих требований: особая демографическая политика; особое семейное воспитание; специальная подготовка и отбор начальствующих лиц для управления государством; введение специальных государственных должностей для обеспечения правильного воспитания молодежи.

Концепция тотального социального воспитания, предлагаемая автором «Государства», была критически переработана и значительно дополнена Аристотелем. Воспитывать, по его мнению, следовало не столько граждан утопического идеального государства, сколько просто образованных и гармонично развитых людей, которым предстояло жить в реальном обществе. Семейное воспитание, с точки зрения философа, должно было, наряду с общественным, играть важную роль в формировании личности «человека и гражданина». В то же время оба вида воспитания должны были быть неразрывно связаны и разрешать общую задачу, поскольку, по мнению Аристотеля, цель жизни человека – состояние «эвдемонии» – может быть достигнуто только при разумном социальном устройстве общества. Одну из сторон сущности человека Аристотель видел в том, что он – «общественное животное».