Социально-педагогическая помощь в жизненном самоопределении личности

Исходный пункт к ее разработке — диагностика социокультурной ситуации в своем регионе или поселении с помощью периодического проведения различных анкетных опросов, бесед и интервью с экспертами , анализа доку-ментальных данных и имеющихся статистических данных, изучения местного фольклора, традиций, обычаев, ритуалов, верований, культов, чувств, ценностных ориентации. При проектировании деятельности социально-педагогической работы он должен учитывать:

изменение метрики социального пространства деятельности людей, стремясь как бы перепрограммировать ее на основе новой формы, функции, ориентируясь на действие по определенному сценарию или образцу;

изменение ценностных ориентации своих клиентов, стремясь переориентировать их на новые ценности и смыслы, увлечь их новыми жизненными целями и тем самым изменить их отношение к действительности, а следовательно, и саму действительность;

стремление человека развить веру в самого себя, свои силы и возможности, раскрыть его способности;

постепенную трансформацию привычного образа жизни и традиции через изменение способов действия и культурных навыков на основе рационально обоснованной модели организации свободного времени;

различные центры активности и их проектирование, познавательную деятельность и разработку новых культурных образцов;

полагание на самого себя, на свои собственные цели и свои представления о возможном и должном.

При оказании социально-педагогической помощи в жизненном самоопределении своему клиенту важно учитывать его личностные ориентиры, потребности и интересы, существующие коллективные нормы и ценности, формы социальной организации, жизненный опыт и родной язык, духовность определенной общности людей, внутренний духовный мир и возможности человека, последовательные изменения его представлений о норме, нормальном и должном. В этих целях широко используются как институционально-организационные и стилизованные, так и традиционные методы организации групповой и индивидуальной работы.