Социально-педагогическая помощь в жизненном самоопределении личности

В данном случае, опираясь на социокультурные принципы развития личности, социальный педагог призван не только оказывать влияние на позитивную мотивацию учебной деятельности, на постижение интересов учащихся, их внутренних побуждений, но и вырабатывать на этой основе наиболее рациональные пути достижения цели, через их взаимоувязку со смыслом жизни человека, общечеловеческими и национальными ценностями и развитием при-родных задатков. Социально-педагогическая деятельность в данном случае является основным условием проникновения во внутри человеческое существование подростка. При этом она не сводится к определенному набору алгоритмов действия в виде внешних идеалов, навыков и умений. Через постижение внутренней духовной культуры подростка социальный педагог призван помочь ему сделать самостоятельный выбор, дать ответы на вопросы: кто я? и кем хочу и должен быть?

Определяющей сферой жизнедеятельности подростка становится не школа, а сфера досуга, в которой он также должен обрести должную социально-педагогическую помощь в жизненном самоопределении со стороны аниматора, социальных педагогов клубных и других досуговых учреждений.

Социальный педагог в своей деятельности как бы зажат между полюсами этих противоречий. С одной стороны, он вынужден считаться с народными традициями, сложившимися в данной местности представлениями и образами мышления, а с другой — руководствоваться соответствующими идеологическими и методическими предписаниями, моделировать и проектировать общение и деятельность посетителей. Он должен обладать навыками и умениями целенаправленного управления социокультурной ситуацией в регионе , используя для этого диагностику ситуации, анализ раз-личных видов информации, планирование отдельных мероприятий, проектирование желаемых способов их достижения.

С этой целью он как бы для самого себя осуществляет раз-работку концепции социокультурной работы с населением.