Социально-педагогическая помощь в жизненном самоопределении личности

Кому не приходилось наблюдать, как восхищенный первоклассник, будучи вынужденным часами просиживать в классе, внимательно слушать учителя, соблюдать дисциплину, готовить домашнее задание и т. д., постоянно сникает и теряет интерес к школе? Ведь, по существу, меняется весь привычный ему образ жизни. Он начинает протестовать против насильственного замещения привычной ему реальной жизни жизнью искусственной, малопонятной и неинтересной. И таким протестом являются, как правило, различные формы отклоняющегося поведения. На улице и во дворе, в компаниях сверстников он находит своеобразное убежище от школьного формализма и насилия учителя. Они становятся тем местом, где можно жить естественной, настоящей жизнью, делать то, что хочешь, а не только то, что надо, усваивать ту информацию, которая может понадобиться сегодня, а не в отдаленном будущем. Так, начальная школа становится первым и основным источником социально-педагогических проблем, которые отчетливо проявляются позже в старших классах. И эти проблемы можно успешно решать лишь при условии учета в начальной школе всех аспектов реальной социокультурной жизни ребенка.

Игнорирование этих требований ведет к тому, что, решая задачу подготовки ребенка ко взрослой жизни, начальная школа постепенно уводит его от этой жизни, лишает мира детства и делает учебу неинтересной. Здесь вызревают все последующие проблемы общеобразовательной школы, и в этом плане начальная школа не только фундамент последующей ученической подготовки, но и важнейшая предпосылка становления и развития личности ребенка.

Уже с новыми проблемами жизненного самоопределения школьный социальный педагог сталкивается в среде подростков в возрасте 12-13 лет, когда во весь рост встают проблемы автономии, индивидуализации и самостоятельности, своеобразного отрешения от опеки взрослого лица и прежде всего родителей и учителей.