Социально-педагогическая помощь в жизненном самоопределении личности

Если не давать детям трудиться в этот период, надеяться на их труд и помощь после 12 лет уже не приходится. Подросток найдет тысячи отговорок и оправданий, чтобы увернуться от любой трудовой повинности, а без трудовых навыков дети психологически не готовы к школе. Дошкольный трудовой навык важнее умения читать, писать и считать. Если они не научены трудиться, то не приходится надеяться и на усердие в учебе. Поэтому данный возрастной период развития ребенка является периодом не только испытания для взрослых, но и своеобразным испытанием эффективности социально-педагогической помощи в жизненном самоопределении личности. Считается, что «посеянное» до трех лет проявляется в период с 21-го по 24-й год; то, что было заложено в ребенке с трех до пяти лет, отчетливо проявится в возрасте с 19-го по 21-й год; достижения и промахи воспитания с детьми от пяти до семи лет становятся особенно очевидными в возрасте с 17 до 19 лет. Эффект воспитания с семи до девяти лет проявляется в основной период жизненного самоопределения ребенка, или так называемый трудный возраст, — с 12 до 15 лет.

Своеобразное психологическое наследие ребенок получает от семьи через некоторые привычные эмоции и реакции, именно через них они как бы обмениваются ценностными ориентациями. Если мать не заботится о ребенке, он не научится заботиться о других. Если мать не заложит в ребенке добрые, нежные чувства, то впоследствии он не будет отзывчивым. Точно так же у отца ребенок учится самодисциплине, без которой он не способен к решительным и жестким действиям. Ребенок, единственный в семье, не знает соперничества, часто не усваивает этих уроков и позже сталкивается с трудностями. В здоровой семье ребенок учится жить, переживать эмоции. Эмоции и чувства отражают непосредственный жизненный опыт всех членов данной семьи, являются определенными теоретическими ориентирами.

В возрасте от 7 до 11 лет мышление ребенка освобождается от непосредственных восприятий и его ценностные ориентации начинают обретать поведенческий характер, который к 12-15 годам направляется дедуктивными умозаключениями, осмыслением нравственных проблем и размышлением о будущем. Этот период совпадает с началом посещения ребенком школы, когда расширяется круг значимых людей .