Социально-педагогическая помощь в жизненном самоопределении личности

В ней, с одной стороны, благодаря ролевому действию, происходит усвоение этических норм, а с другой — формирование самого механизма личного поведения. Во-вторых, организованные занятия, в которых взрослый руководит деятельностью ребенка через смысл предлагаемых занятий и их оценку. Педагог присутствует здесь и как непосредственный выразитель отношений со взрослыми вообще. Только в конце дошкольного возраста проявляется специфическое отношение воспитанника к учителю и занятию как к учебному процессу. В-третьих, деятельность, связанная с выполнением разнообразных реальных действий, в которых отношение ребенка и передача опыта даны в непосредственной форме.

Именно в этом возрасте начинается моделирование мира, возникают первые систематические образы цельного детского мировоззрения, первые этические обобщения, соподчинение мотивов, правильное поведение, личное сознание. И было бы ошибкой думать, что происходит все это на основе лишь простого отражения действительности и формирования простейших понятий, в которых как бы обобщаются результаты непосредственного опыта ребенка. В действительности же познание происходит по своему собственному образу и подобию, когда собственные переживания, настроения, представления, фантазии, потребности и интересы становятся определяющим фактором познания и понимания мира, объяснения всего происходящего вокруг. Иными словами, сознание ребенка этого возраста мифологично. И опирается оно не на систему понятий, а на миф, тексты различных сказок и подражание содержащимся в них различным образам. При этом на первых порах их содержание связывается с личностью самого ребенка. Затем ребенок обретает способность переносить свой интерес на чужие образы. Начиная с иллюзорной действительности, он постепенно переходит к анализу реальности, от внешних впечатлений — к собственной субъективной целесообразности, собственному внутреннему опыту, т. е. осваивает действительность совершенно по-иному, чем с помощью рационального познания.

Самым ответственным периодом «весны» детства считается возраст с 5 до 7 лет. Это период послушания и начала трудового становления и морального развития, творческого отношения к труду, когда дети очень хотят помогать взрослым. И если взрослые не дают ребенку испытать труд как заботу о другом , он остается глух к нуждам другого.