Социально-педагогическая помощь в жизненном самоопределении личности

Бытие ребенка и бытие культуры — это одна и та же реальность, в которой человеческие деяния становятся культурной нормой, а культурная ценность, смысл, значение, образец реализуются в человеческой жизнедеятельности. Регулируя и утверждая эти нормы, ценности и смыслы в поведении ребенка, социальный педагог оказывает целенаправленное воздействие на процесс развития ребенка. При этом он исходит из того, что ребенок руководствуется не научными истинами, а здравым смыслом, воспринимаемым всеми живущими в данном социокультурном пространстве как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее сомнению и являющееся отправным пунктом анализа. Развитие ребенка в данном случае осуществляется через развитие его самосознания или осознание им того, что он есть на самом деле, личного предназначения в этом мире, в чем выражается его смысл жизни. Процесс этот неразрывно связан с освоением им социокультурного пространства и времени, смена которого происходит вслед за сменой основополагающих ценностей. Он предстает как постепенное вхождение ребенка в более широкие социокультурные общности, напоминающие сложение фигур «русской матрешки»: семьи, двора, улицы, квартала, микрорайона, города, края, страны, народа, нации, государства и т. д. со своими особыми смыслами и значениями, овладение которыми означает переход к новому этапу социокультурного развития. Непрерывность же этого процесса обеспечивается преемственностью различных культур: повседневной народной, как бы непосредственно переживаемой, и символической, идеализированной, усваиваемой через усвоение символов и знаков. В обеспечении этой непрерывности и выражается суть социально-педагогической помощи в жизненном самоопределении личности. При этом формы и методы этой помощи изменяются на различных возрастных этапах развития человека.

Особую значимость социально-педагогическая помощь в жизненном самоопределении обретает в так называемые возрастные кризисы. Согласно психологии развития Л. Д. Выготского и Б. Д. Эльконина, дошкольный период развития ребенка ограничен двумя возрастными кризисами: трех и семи лет. Кризис трех лет связан с появлением у ребенка самосознания и возникающего в этой связи изменения социальной ситуации развития: впервые возникает система отношений со взрослыми. Внешне этот кризис выражается в хорошо известном любому родителю негативизме и упорстве. Кризис семи лет проявляется как кризис обыденной культуры ребенка в связи с приобщением к символической культуре через посещение школы, с началом разрушения «мира детства» и потерей ребенком своей непосредственности. В социально-психологическом плане дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного усвоения примера взрослых и формирования механизмов личного поведения, т. е. механизмов подчинения своего отношения к вещам и другим людям. В этот период возникают такие типы деятельности, которые различаются не только по содержанию, но и по форме присутствия взрослого в той или иной деятельности ребенка. Здесь могут быть выделены три типа: во-первых, игра, в которой взрослый со своим отношением к вещам, другим людям присутствует опосредованно через роль, которую берет на себя ребенок. Она и является ведущим типом деятельности.