Социально-педагогическая помощь в жизненном самоопределении личности

Культура и есть тот универсальный способ, с помощью которого ребенок делает мир «своим», превращая его в факт человеческого бытия. Без смысла, удивления, направляющих ум и чувства, нет и познания, нет творческой самореализации человека. Определяющую роль здесь играет смысловое строение внешнего мира ребенка, его переживание в виде эмоционально-образных представлений, чувств, настроений, ориентации на других, отождествление себя с другими и перенесения на них элементов собственного опыта, принятие роли другого, восприятие жестов и т. д. Ребенок дошкольного возраста еще не выделяет себя из окружающего духовного жизненного мира. Его собственная духовность как бы тождественна духовности непосредственного социокультурного окружения: семьи, поселения, территориально-поселенческой, региональной, национально-этнической и другой общности. Энергетические и волевые начала у него как бы слиты воедино. Он черпает свои духовные силы из непосредственного общения с окружающими, проявляя себя как часть социокультурного целого. Развитие ребенка в этом возрасте — это не только развитие его природных задатков и доведение их до уровня неких способностей, навыков, умений, не только результат познания или логического осмысления происходящего, но и своеобразное переживание бытия своей жизни в соответствующих социокультурных условиях, определяемых менталитетом нации и народа, нравственно-психологическим климатом общности, нормами ее жизнедеятельности, основными ценностями, которые придают определенную осмысленность поведению, определяют избирательное отношение ребенка к внешнему миру. Повседневная система порядка определяет специфику его духовного опыта в виде таких феноменов, как любовь, ненависть, страх и стыд, вера и покаяние, нравственная солидарность. Благодаря ей окружающая действительность обретает для ребенка осмысленный характер, так как он начинает понимать, чего ему следует опасаться и бояться, что вызывает чувство радости, страха, тревоги, огорчения, веры, любви, что можно, а чего нельзя, что является добрым, а что злым, что прекрасным, а что безобразным. И эти знания не просто информация, которую надлежит запомнить. Они воспринимаются как бы на веру, перенимаются от других, являются результатом переживания ребенком своего бытия. Поэтому проблема развития ребенка и проблема его повседневной культуры — это одна и та же проблема.