Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде

Теоретическую основу исследования с позиции культурологического, средового и системного подходов составили положения о культуре в образовании и проблеме культурной среды, о понятии культурной среды, ее отличии от других видов сред (окружающая, социокультурная, образовательная, воспитательная), схожих по смыслу понятий (школьный уклад, атмосфера, социально-психологический климат), ее сущности, целостной структуре взаимосвязанных компонентов.

Если сравнивать термин культурная среда образовательного учреждения с близкими по содержанию понятиями, то в теории педагогики воспитательная среда образовательного учреждения (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, В.П. Сергеева, В.П. Созонов, Е.Н. Степанов) определяет процесс воспитания школьников, но не создает условия для развития педагогической культуры учителей и родителей учащихся.

Выделение культурного фактора активного участия личности в развитии материального, духовного и природного компонентов окружающей среды, а также ее саморазвитии определяет сущностное отличие культурной среды от социокультурной (опосредованный и непосредственный контакт с субъектом), окружающей среды (непосредственный контакт с субъектом). Понятие "среда" включает в себя ряд таких факторов, как особенности и характер деятельности, стиль взаимоотношений,

взаимовлияний, создание и обеспечение развития ее субъектов.

При рассмотрении культурной среды А.Н. Тубельский использует видовое понятие "уклад жизни школы", под которым понимает такую соорганизацию всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая задает стиль, дух, атмосферу всей школьной жизни.

О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова при рассмотрении процессов развития личности в школьной среде используют понятие климата как синоним культурной среды. В психологии есть понятие "социально-психологический климат" — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Еще одно понятие "атмосфера" — окружающие условия, обстановка (товарищеская атмосфера, атмосфера доверия), педагогически характеризующее создание благоприятной (или неблагоприятной) обстановки для развития и саморазвития личности. Схожие по смыслу с понятием "культурная среда" вышеперечисленные понятия характеризуют отдельные ее компоненты.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  Следующая > В конец >>