Социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями

С первых дней пребывания детей в дошкольном учреждении начинается последовательная работа по их трудовому воспитанию.

Воспитанники первого года обучения, как правило, нуждаются в проведении с ними специальных занятий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Для того чтобы придать этим занятиям большую эмоциональность, создать у малышей заинтересованность в выполнении действий, необходимо привлекать игровые, художественные образы. Так, например, на занятие, посвященное обучению детей умыванию, приглашают мишку, обезьянку, куклу — пусть они вместе с детьми поучатся тому, как нужно правильно мыть лицо и руки, пользоваться мылом, полотенцем. От имени этих игрушек может быть дана оценка действиям каждого ребенка.

При кажущейся простоте и элементарности процесс освоения ребенком с нарушением интеллекта последовательности при выполнении навыков самообслуживания далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил, в каком порядке нужно одеваться или раздеваться. Для того чтобы детям не надоели занятия, они должны про-водится разнообразно, с привлечением большого числа игровых моментов. Педагог не должен формально относиться к таким занятиям, так как они формируют у детей отношение к повседневному труду, привычку к аккуратности. Необходимо поощрять все попытки ребенка к самостоятельности, даже такие, которые кончаются неудачно.

Проводя с детьми занятия по труду, нельзя забывать, что: они должны проходить увлекательно, эмоционально, с игровой мотивацией тех или иных заданий. В течение дня ребенок дол-, жен быть занят различными делами, каждое из которых ему важно и интересно. Постепенно они приучаются взаимодействовать с товарищами, у детей возникает чувство "своей" группы, коллективизма.

Программа второго и третьего года обучения предполагает овладение новыми, более сложными видами хозяйственного бытового труда. Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с хозяйственно-бутовым трудом, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Педагог обязательно должен привлекать их к совместным формам труда (вдвоем, втроем); общий коллективный труд требует от детей с нарушением интеллекта умения договориться, терпеливо выслушать партнера, принять общее решение.