Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов

Изучение зарубежного и отечественного опыта межгруппового взаимодействия показало, что возможна как коррекция, так и профилактика негативного психологического состояния и поведения мигрантов и коренного населения.

Практика работы воспитательно-образовательных учреждений свидетельствует, что необходимо и возможно обучать детей взаимодействию и сотрудничеству. Это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических.

Именно формирование толерантности как важной социально-нравственной характеристики современного человека начинается в период дошкольного и младшего школьного периода. Поэтому несомненна ведущая роль воспитательно-образовательных учреждений в процессе формирования значимых структурных компонентов личности.

В связи с этим центральными воспитательными задачами являются: формирование у детей доброжелательного отношения к людям другой социальной характеристики, готовности к обсуждению проблемных ситуаций, связанных с нарушением общения людей, организацией и выполнением совместной деятельности, умения находить конструктивные решения, удовлетворяющие все конфликтующие стороны; развитие потребности к познанию социума, самопознанию.

Приведем пример реализации проекта "Все вместе" благотворительным фондом юношеских исследований "Я и Земля" при поддержке Института "Открытое общество" (фонда Сороса) (2002-2003 гг.).

Целью проекта было внедрение в практику начального образования в московском регионе программы обучения детей взаимодействию и сотрудничеству. В основе программы — использование групповой творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время. Программа может быть реализована в ходе организации учебно-воспитательного процесса школы и поэтому не требует введения дополнительного времени и форм работы для решения поставленных задач.

Программа "Все вместе" определяет лишь способ организации работы детей. Тематика занятий может быть любой: например, рисование, конструирование, создание текстов и т. п.

Это позволяет одновременно с обучением детей сотрудничеству решать другие образовательные и воспитательные задачи. Цели программы: