Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов

Культурно обусловленные различия в способах невербальной коммуникации, нормах отношений, ценностях, стандартах и ритуалах поведения многочисленны, и они часто становятся причиной неприятных недоразумений при взаимодействии детей разных национальностей. К тому же многие дети мигрантов не очень хорошо владеют русским языком, что создает дополнительные трудности для общения и взаимопонимания. Некоторые из них имеют травматический опыт межнационального общения или же знают о таком опыте от членов своей семьи;

- дети мигрантов сталкиваются с проявлениями мигрантофобии как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Причина мигрантофобии — большой приток мигрантов, прибывающих в экономически благополучные регионы, вызвавший повышение уровня социальной (в том числе межэтнической) напряженности;

- детям мигрантов зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей мигрантов — плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка. Они не всегда понимают объяснения учителя, не умеют выразить свою мысль;

- частая смена местожительства семьи мигрантов, даже в пределах одного региона, вызывает трудности социального и медицинского обслуживания, приводит к тому, что у ребенка затруднена адаптация к новым условиям пребывания в школе, дошкольном учреждении, для семьи мигрантов встает проблема организации досуга, включения ребенка в систему дополни-тельного образования.

Действие выше обозначенных факторов приводит к тому, что многие дети мигрантов уже в младшем школьном возрасте воспринимают социум, в котором они вынуждены находиться, как отвергающий, унижающий и дискриминирующий. И как результат осознания такого положения в социальной группе — возникновение негативного отношения, по их мнению, к социально благополучным детям и взрослым. Состояние зависти, агрессии, враждебности, нетерпимости становится стабильным и определяющим у мигрантов при выстраивании общественных отношений, включении их в различные социальные позиции. Как правило, реакция детей и взрослых, представляющих оседлое население, адекватна психологическому и эмоциональному состоянию мигрантов и их поведению.