Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов

Во Франции, чтобы поступить в государственную школу, мигранту нужен только вид на жительство. Для приезжих не предусмотрены специальные классы или курсы адаптации. Французы считают, что лучшая адаптация — это свободное погружение в языковую среду страны пребывания.

Иначе организована работа с мигрантами в Швеции, где проживает больше миллиона мигрантов (все население страны насчитывает девять миллионов человек). В каждом районе открыты языковые курсы, на которых приезжие совершенно бесплатно учат не только шведский, но и английский язык.

Российское правительство рассматривает проблему обучения детей-мигрантов как актуальную и разрабатывает меры, направленные на ее решение. В частности, в Москве созданы школы с этнокультурным компонентом образования, при общеобразовательных школах открыты бюджетные группы дополнительного изучения русского языка.

В настоящее время в столице реализуется программа интеграции детей зарубежных мигрантов в образовательную среду Москвы. Одной из важнейших ее задач стало создание окружных "Школ русского языка" — структурных подразделений образовательных учреждений, ведущих комплексную работу по обучению и адаптации детей-мигрантов дошкольного и школьного возраста. Контингент "Школ русского языка" формируют дети мигрантов из дальнего зарубежья, из стран СНГ и регионов Российской Федерации.

Однако значительная часть детей из семей мигрантов обучается в районных общеобразовательных школах, не специализирующихся на работе с данной категорией детей.

В числе проблем, с которыми сталкиваются педагоги, следующие:

- дети мигрантов часто испытывают трудности в общении с одноклассниками. Прежде всего мешает недостаточная развитость навыков общения у младших школьников — и коренных жителей, и мигрантов. Например, многие дети к моменту поступления в начальную школу не умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях "мое", "твое", "общее", могут брать без разрешения чужие вещи. Кроме того, навыки взаимодействия, с которыми приходят в школу дети мигрантов, часто оказываются неадекватными в новой социальной среде. Например, приезжие дети могут считать оскорбительными слова и выражения, которые не являются таковыми в местной детской культуре.