Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов

Нынешних мигрантов в Москве можно разделить на выходцев из других регионов России, а также на переселенцев из стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди внутренних мигрантов выделяются беженцы из горячих точек, вынужденные переселенцы, добровольные переселенцы из регионов с подорванной производственной базой (трудовая миграция).

Выделяются три специфические группы добровольных мигрантов:

1) русскоязычные беженцы и вынужденные переселенцы;

2) граждане из достаточно благополучных в экономическом отношении стран дальнего зарубежья, приехавшие по делам бизнеса (Турция, Китай);

3) гастарбайтеры-нелегалы из стран ближнего зарубежья, неблагополучных в экономическом отношении регионов (Молдова, Украина).

У каждой из этих групп, как правило, независимо от этнической принадлежности, есть комплекс собственных проблем, которыми и определяется их отношение к московской государственной власти, характер взаимосвязей с ней и характер выдвигаемых (явно или имплицитно) экономических и политических требований.

Миграционные процессы затрагивают не только взрослое, но и детское население кризисных районов России.

По современным статистическим данным, в школах Москвы и Санкт-Петербурга из числа обучающихся от 30 до 50 % — дети из семей мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. В основном это дети трудовых мигрантов со слабым знанием или незнанием русского языка, отсутствием достаточных для социализации знаний об основах российского законодательства, культуры, истории, традиций.

Дети-мигранты — одна из наиболее уязвимых категорий, нуждающихся в особом содействии. В связи с этим встает вопрос об оказании ребенку-мигранту социально-педагогической поддержки, помощи в решении социальных, педагогических и психологических проблем.

В зарубежных странах накоплен опыт социальной работы с детьми-мигрантами. Со школьными межнациональными проблемами раньше других стран столкнулись США. Для мигрантов в этой стране не проводится тестирование на знание языка и культуры, и дети приезжих направляются в обычные общеобразовательные школы.