Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов

- установить множество новых связей;

- выработать оценку новых объектов, процессов, явлений, а кое-что из прежнего переоценить:

- установить благоприятные для жизни отношения с новыми людьми и выработать определенное отношение в целом к реалиям новой жизни;

- выработать новые жизненные привычки.

Взрослый человек, сформировавшийся уже как личность, в новых условиях должен и может сохранить себя, а также разумно изменяться под влиянием новых для него социально-экономических факторов.

Для ребенка-мигранта процесс личностного развития находится на стадии становления и обусловлен влиянием семьи и общества (дошкольные и школьные воспитательно-образовательные учреждения, дворовые компании и др.). Если ценности семейного и общественного воспитания вступают в противоречие, то вполне вероятно становление деформированной, а возможно и асоциальной личности. Результатом стихийного процесса приспособления мигранта к новым условиям жизни может быть как ассимиляция, так и маргинальность.

Ассимиляция (лат. assimilatio — уподобление, сходство) в социологии — объединение групп или личностей с радикально отличающимися данными в одну группу с общими свойствами, в демографии — слияние одного народа (или его части) с другим путем усвоения его языка, культуры и утраты своего языка, культуры и национального самосознания, т. е. полное принятие мигрантом новых для него условий жизни, менталитета местных жителей.

Маргииальность (лат. margo — край, граница) — термин, обозначающий тех, кто существует на периферии социума. Маргинал не идентифицирует себя с культурой той местности, в которую он переехал: не осваивает язык, не принимает нормы жилищно-бытовой и социально-культурной сферы. С точки зрения "негативного" определения, маргиналы — это социально избыточный материал, результат институционального кризиса, издержки и цена социального изменения. Как правило, маргиналы составляют большую часть безработных, бездомных, беспризорных, беженцев и т. п.