Социально-педагогическая деятельность с особыми контингентами детей

Вторичная девиация характеризуется тем, что на человека наклеивается ярлык, ставится клеймо девианта и постепенно он сам начинает считать себя таковым. Иными словами, происходит переоценка собственной самоидентификации.

Суть конфликтологического подхода в том, что девианты рассматриваются не как нарушители общепринятых правил, а как бунтари против несовершенных законов.

Синтезированный подход рассматривает девиацию в динамике. Выделяются семь основных факторов девиации:

1) создание норм;

2) сущность норм;

3) совершение девиантного поступка;

4) признание поступка девиантным;

5) признание человека девиантом;

6) стигматизация ;

7) коллективные формы девиации.

Социально-психологический подход учитывает особенности личности и мотивы ее поступков. Неотъемлемыми атрибутами девиации признаются агрессия, преднамеренный риск и смысл нестандартной формы поведения. Агрессия предстает как побуждение и влечение, не нашедшее выхода в культуре. Поэтому для снижения уровня агрессивности, ослабления противостояния общества и человека необходимо повышение культурного уровня членов общества.

Теория фрустрации исходит из того, что любое условие, блокирующее достижение желаемой цели, предстает как фрустрация. Фрустрация — психическое состояние тревожности, чувство отчаяния и безысходности. Она возникает при восприятии человеком неотвратимой угрозы, препятствии при достижении цели. Приводит к стрессам. Нейтрализуется через становление личности, благодаря формированию эмоциональной зрелости и устойчивости, развитию оптимизма и т. д.