Социально-педагогическая деятельность с особыми контингентами детей

И чем активнее стремление молодежи к участию в социально одобряемой деятельности, тем меньше вероятность того, что они совершат девиантные поступки. На этом основывается, в частности, теория «социальных обручей», предложенная Т. Хирши. Ее суть в разрешении всех видов деятельности, которые не запрещены законом.

Существуют различные подходы к изучению девиантного поведения: культурологический, экономический, стигматизационный, конфликтологический, синтезированный, социально-психологический, теория фрустрации и др.

Культурологический подход исходит из того, что девиация имеет место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Особое значение здесь имеет семья — главный передатчик культурных норм и ценностей. Девиации в данном случае обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в процессе общения с их носителями. Если большинство друзей и родственников занимается преступной деятельностью, то существует вероятность перенимания этого опыта. Чем моложе человек, тем он легче усваивает образцы поведения, навязываемые другими.

Экономический подход основывается на том, что для девиации открываются благоприятные возможности, если они сулят реальные блага.

Стигматизациоппый подход, или теория наклеивания ярлыков , предполагает, что девиация — это не качество совершенного поступка, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя».

Автор теории стигматизации Г. Беккер считал, что девиантностъ — это не характеристика поведения как такового, а его соотношение с правилами социограмматики широкой социальной группы, выступающей в роли арбитра, наклеивание на неприемлемые для нее формы поведения языка девианта.

Стигма — символическое выражение отношения к лицам, поведение которых не соответствует общепринятой норме. Термин «стигма» обычно используется для обозначения качеств личности, считающихся постыдными, неприемлемыми.