Социально-педагогическая деятельность с особыми контингентами детей

В более широком смысле девиантное поведение — социальное действие, отклоняющееся от доминирующих в социуме социальных установок, ожиданий, общепринятых правил, норм исполнения социальных ролей. Уяснение этого факта принципиально важно, так как в бывшем СССР отклоняющееся поведение до начала 70-х гг. изучалось преимущественно в рамках социальной дисциплины, криминологии, наркологии, суицидологии и др., долгие годы с ним связывали такие асоциальные явления, как преступность, пьянство, наркомания, проституция и т. п. Считалось, что в социалистическом государстве они теряют питательную почву, являются родимыми пятнами старого общества. В действительности же девиация — необходимая сторона любого социального развития.

В одном случае девиация является условием прогрессивных изменений в обществе. Например, перепродажа товаров еще не так давно рассматривалась как спекуляция, а не коммерческая деятельность. Нарушение запретов на ввоз и распродажу товаров во многом способствовало развитию малого бизнеса. Разрушительная девиация, наоборот, ведет к падению стабильности общества, моральной деградации, снижению темпов экономического развития и т. д.

Деликвеитным поведением называются такие серьезные нарушения, которые подпадают под категорию противоправного действия и наказуемы. Видами такого поведения являются ретризм, или явный вызов обществу, а также ритуализм — отрицание целей данной культуры. Ретризм — бегство от действительности, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения .

Десоциализация — переосмысление сложившихся в обществе установок в результате существенных социальных перемен или целенаправленной социально-педагогической деятельности.

Ресоциализация — процесс приобретения нового социального опыта. Результат такого девиантного поведения — появление новой личности, отличной от исходной, какой она была на момент вступления в новую социальную ситуацию. В новой ситуации формируются новая иерархия ценностей и приобретается новый социальный статус. В силу этих причин к девиантному поведению наиболее склонны дети, подростки и молодежь, так как над ними в известной степени довлеют социальные стереотипы, а проявление творческих начал снижено.