Социально-педагогическая деятельность с особыми контингентами детей

Однако просветительные или устрашительные меры далеко не всегда эффективны. Гораздо важнее добиться сознательного неприятия наркотиков и алкоголя в качестве ценностей жизни и их отмирания. А это возможно лишь благодаря преодолению неконтролируемого процесса придания психотропным веществам культурного смысла и восприятия через него наркотика в качестве ценности иной культуры. Речь идет о способах социализации молодежи или, вернее, о их изменении. Доказано, что пик употребления детьми алкогодя достигает в 13-14 лет, а завершение процесса приобщения к спиртному происходит в основном в 20 лет. Пристрастие к алкоголю прогрессирует, поскольку отсутствуют какие-либо серьезные жизненные цели я интересы, начинают пить «от нечего делать», а также из-за обилия стрессовых ситуаций, пьют, так как не знают других средств «поднятия» настроения. Последнее заметно проявляется у части подростков, для которых характерны невысокий уровень общего развития и низкий культурный кругозор. И далеко не последняя роль принадлежит социокультурной традиции потребления, например, алкоголя, сопровождающего все более значимые вехи в жизни человека, начиная с рождения. То же самое происходит и в отношении к потреблению наркотиков.

Опора в борьбе с пьянством и наркоманией лишь на властные структуры, на методы и принципы принуждения не является адекватным ответом на данное социальное зло. Следует учитывать, что основным мотивом приобщения человека к наркотику является не объективная потребность, а субъективное отношение, некое смысловое, ритуальное и иное их восприятие в качестве личностно значимого средства самоутверждения или, наоборот, отвлечения от существую-щей суеты социальной жизни и ее жестких требований к про-явлению активности.

Антисоциальная сущность наркомана особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. Правонарушения подростков в значительной мере характеризуются разрушительностью и жестокостью. Именно эта социальная группа наиболее подвержена наркомании в силу кризиса переходного возраста, проявляемого как кризис основных ценностей, поиск самого себя, смысла своей жизни, сопровождаемый максимализмом, повышенными претензиями при отсутствии реальных возможностей их реализации и разочарованиями, переоценкой ценностей, своеобразным протестом против устоявшихся норм и назиданий взрослых.