Социально-педагогическая деятельность с особыми контингентами детей

С этой позиции предупреждать девиантное поведение можно путем укрепления веры в ценности, принятые обществом. Если человек действует как брат, супруг или гражданин, выполняет возложенные на него этими и другими ролями обязанности, установленные правила и обычаи, его поведение считается нормальным. Но стоит по каким-либо причинам систематически не выполнять эти предписания и нормы поведения, и человек попадает в разряд девиантного поведения, становится девиантом. В любом случае работа социального педагога по предупреждению отклоняющегося поведения, реабилитации и т. д. во многом зависит от того, каких концептуальных подходов он придерживается.

Причины девиантного поведения подростков и молодежи усматриваются не в личности, возрастных кризисах и физиолого-психологических особенностях, хотя они, несомненно, и влияют, а в ее «духовном мире», в тех сдвигах молодежной субкультуры нашего общества, которые отчетливо наметились на рубеже тысячелетий.

Одной из основных целей социально-педагогической деятельности с девиантным подростком является их введение или возвращение в культуру. Такое окультуривание сопровождается пробуждением в сознании подростка новых для него культурных норм, которые почти всегда выступают в форме ограничений. Окультуривание часто происходит как насилие, до определенной степени совершаемое подростком над собой с тем, чтобы удержать себя в рамках тех или иных культурных норм.

По существу, участие социального педагога в этом воспитании есть не что иное, как конкретная форма помощи человеку, связанная с выходом его из одной культуры и встраиванием в другую.

Одна из основных причин неблагополучия девиантных подростков заключается в том, что их жизнь была крайне однообразной в детстве и подростковом возрасте. Они не проживали различные жизненные ситуации, коллизии, а поэтому не приобрели адекватного социального опыта. В результате у них существенно снижается социальная контактность, теряется способность к маневру, отсутствуют представления о средствах коммуникации и эффективных способах разрешения конфликтов. Как правило, набор способов, которыми они способны воспользоваться в различных ситуациях, крайне узок, беден.