Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей

Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.

Приоритетными задачами учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются реабилитация и повышение социальной компетентности детей. В 90-е гг. XX в. в интернатных учреждениях была введена должность социального педагога. Основными направлениями его деятельности в условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: работа с воспитанниками интернатного учреждения, работа с выпускниками, работа с педагогическим коллективом и администрацией, работа с кровной либо замещающей семьей, посредническая деятельность.

Работа социального педагога с воспитанниками включает в себя: правовое воспитание, работу по социально-бытовому ориентированию, социально-психологическое развитие, подготовку к семейной жизни, помощь в профессиональном самоопределении, формирование навыков позитивной жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Программы подготовки к самостоятельной жизни, реализуемые в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к сожалению, в большей степени нацелены на знакомство с правами и льготами, механизмами их реализации, но не формируют готовности к ответственному поведению, к выполнению обязанностей, неотделимых от прав. Это актуализирует задачи создания программ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни вне интернатного учреждения, с учетом основных проблем их личностного развития и социализации.

Деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на обеспечение социальной защищенности выпускников интернатных учреждений. Социальная защищенность определяется наличием: законодательной базы, гарантирующей права и льготы выпускников; организационным и ресурсным обеспечением ее реализации; социально-психологической и образовательной готовностью самого выпускника к социальной самозащите. Эффективность последней определяется в первую очередь уровнем готовности к самостоятельной жизни, социальной компетентностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.