Социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи. Супруги выполняют роль опекунов. Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Сегодня не вызывает сомнений приоритетность семейных форм жизнеустройства детей-сирот, создающих более благоприятные условия для их социального и личностного развития, хотя и здесь есть свои трудности, причинами которых является отсутствие четкой нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс помещения ребенка в семью на воспитание, не-достаточная разработанность форм семейного воспитания, низкая мотивация потенциальных замещающих родителей на принятие ребенка в семью, отсутствие систематической помощи этим семьям. Поэтому недопустимо искусственное форсирование темпов передачи детей в семьи и уменьшение численности детей в учреждениях для детей-сирот за счет некачественного подбора кандидатов в замещающие родители. Практика работы показывает, что в замещающие семьи, как правило, принимают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большое количество подростков продолжает оставаться в государственных учреждениях. Однако существующая система сопровождения социально-личностного развития ребенка (сироты в условиях государственного учреждения) нуждается в совершенствовании.

Воспитание детей-сирот в условиях государственных учреждений, к сожалению, не обеспечивает их полноценного личностного развития и затрудняет процесс их социальной интеграции. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем в более длительной изоляции он находится в учреждении, тем сильнее выражены деформации по всем направлениям психического развития. С каждым годом увеличивается количество детей-сирот с низким уровнем интеллектуального развития, недостаточностью эмоционально-волевой и мотивационной сфер, устойчивыми формами эгоцентричного и потребительского отношения к жизни, сложившимся девиантным поведением, которое сочетается с отклонениями как в психическом, так и в личностном развитии.