Социальная эффективность профильного обучения в Ханты-Мансийском округе

Наконец, ещё одним аспектом, определяющим социальную эффективность ПО, является степень учёта образовательных потребностей обучающихся и их родителей при отборе школой примерных профилей для их реализации и при комплектовании профильных классов. При отборе примерных профилей 100% школ ХМАО, предоставивших материалы, указали, что ориентируются на образовательные запросы учащихся ; 72% школ указали также, что проводят анкетирование родителей будущих старшеклассников. При комплектовании профильных классов ведущими основаниями для зачисления учащегося выступают всё же его учебные успехи; в 9 школ при выборе профиля учитывается заявление учащегося , из них в 3 школах желание учащегося и его родителей является определяющим при выборе профиля обучения.

Социальная эффективность ППП и ПО как учёт образовательных потребностей экономической сферы региона

Вторым показателем социальной эффективности ППП и ПО является учёт образовательных потребностей экономической сферы региона. Ориентация общего образования на потребности экономической сферы региона может осуществляться двумя способами: непосредственным учётом требований работодателя и рынка труда и взаимодействием с учреждениями профессионального образования, ориентированным на «работодательский» компонент социального образовательного заказа. При этом во втором случае необходимо учитывать, что в современных условиях ориентация на объективные потребности работодателя характерна в наибольшей степени для учреждений начального и среднего профессионального образования, тогда как вузы продолжают дистанционироваться от работодателей, ориентируясь преимущественно на собственные корпоративные интересы.

Анализируя опыт экспериментальных и не экспериментальных школ ХМАО-Югры, следует сразу отметить, что в обоих группах ОУ ориентация на потребности экономической сферы региона существенно ниже, чем ориентация на потребности и интересы учащихся и их родителей. В частности, ни в одной из школ, предоставивших материалы, не реализуются региональные, обозначенные в РБУП , специализации технологического профиля. В целом же группа технологических профилей доступна учащимся лишь 42% школ, предоставивших материалы, тогда как «академические» профили реализуются в 100% данной группы школ. При этом в 5 из 8 школ, реализующих технологический профиль, данный профиль представлен в форме информационно-технологического.

Из двух выше обозначенных путей учёта образовательных потребностей экономической сферы региона в школах ХМАО-Югры первый путь чаще реализуется в процессе ППП; второй путь - чаще реализуется в процессе ПО. Это объясняется тем уже отмеченным фактом, что ПО ориентируется преимущественно на продолжение образования в вузе, тогда как сами вузы практически не ориентируются на требования работодателя и особенности регионального рынка труда.