Социальная эффективность профильного обучения в Ханты-Мансийском округе

Что касается профильного обучения, то здесь наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей учащихся может быть достигнуто, во-первых, за счёт максимально широкой индивидуализации ПО путём введения ИУПов; во-вторых, путём расширения возможностей для выбора профиля за счёт организации как можно более широкого сетевого сотрудничества школ, реализующих разные примерные профили; в-третьих, посредством расширения контактов школ с учреждениями профессионального образования различных уровней, что обеспечивает доступность получения дальнейшего профессионального образования по выбору учащегося.

На момент написания статьи ИУП как модель профильного обучения, в той или иной форме, была реализована в 6 школах . При этом в одной школе ИУП реализуется «в чистом виде»; в двух школах реализуется модель, предполагающая сочетание обучения по ИУИ и по примерными профилям ; в трёх школах ИУП формируется из элективных курсов, в сочетании с универсальным профилем обучения.

В остальных двух третях школ обучение реализуется на основе примерных профилей. В данном случае социальная эффективность ПО определяется возможностью выбора как можно большего числа профилей учащимся в рамках школы либо в рамках образовательной сети. Как показывает анализ анкетирования школ, лишь 5 школ из 19 указали на участие в сетевом взаимодействии при реализации ПО. При этом, без учёта сетевого взаимодействия, учащимся школы доступно для выбора в среднем 4 профиля; с учётом сетевого взаимодействия это число повышается на единицу. Это, безусловно, существенное достижение относительно унифицированной школы предшествующего периода развития . Тем не менее, с учётом того, что в рассматриваемых школах реализуется 18 профилей, это число оказывается по-прежнему недостаточным. Движение вперёд возможно не столько за счёт увеличения количества профилей, пригодных для выбора, сколько путём сокращения числа примерных профилей до 5-6, с выделением, в рамках каждого из них, ряда специализаций, обеспечивающихся за счёт вариативных предметных курсов.

Что касается взаимодействия школ ХМАО с учреждениями профессионального образования при организации ПО, то его нельзя считать достаточным и, тем более, структурно сбалансированным. Отсутствует взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования. На взаимодействие с вузами в процессе ПО указали лишь 7 школ .