Социальная педагогика в эпоху возрождения

Мишель де Монтень. «Опыты» . Размышления философа о разных областях человеческого бытия. Процесс обучения должен носить творческий характер. Учащийся сам выносит суждение об истинности полученных знаний. Главная задача образования – постоянное совершенствование «умственных сил», выработка навыков самостоятельного мышления, критического анализа и суждений на основе опытных данных, доставляемых чувствами и ощущениями. Теоретическое образование предлагал дополнить физическим воспитанием, привитием нравственных и эстетических начал. Большое место отводил игре.

Томмазо Кампанелла. «Город Солнца» . Одним из первых связал принцип общественного воспитания с уничтожением частной собственности. В государстве соляриев все устроено «по науке». Обучение с 3 лет, далее – гимнастика, бег, игры, упражнения. В 7 лет – естественные науки, затем – ремесла. После 10 лет – отвлеченные дисциплины . Физический труд – дело чести. В физическом воспитании торжествует спартанское начало. Разрабатывал принцип наглядности обучения .

Эразм Роттердамский. «Похвала Глупости» . Своеобразный свод взглядов автора по всем вопросам человеческого существования. Главные тезисы: парадоксальная двойственность всех явлений; пагубность любого эксцесса, одержимости, интеллектуальной ослепленности. Прочие педагогические труды: «План учения» , «Воспитание христианина» , «О достойном воспитании детей» , «О приличии детских нравов» . Воспитание рассматривал как формирование человека . Педагогические принципы: упражнения в сочинительстве; индивидуализация обучения; состязательность при выполнении заданий; отказ от наказаний.

Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» . Своеобразная энциклопедия социальной и культурной жизни Франции эпохи Возрождения. В гротесково-сатирической форме представил средневековую схоластическую педагогику и противопоставил ей программу воспитания «свободного и благонравного человека». Ведущее место отводил изучению древних и новых языков. Не отрицал традиционных «свободных искусств», но отдавал предпочтение естественнонаучному познанию природы и человека, а также занятиям историей, изобразительным искусством, литературой. Был сторонником наглядных методов обучения, органического сочетания умственных занятий с физическими упражнениями и активной деятельностью.