Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

Школа в данном случае рассматривается как своеобразный центр микросоциума, своеобразный социально-педагогический и социокультурный центр, в котором наряду с институциональными формами обучения и воспитания, накоплением нового социального опыта и образцов поведения, ведется активная внеклассная работа в различных кружках и общественных организациях, летних оздоровительных лагерях, семьях учеников, родительских комитетах, ЖЭСах, спортивных и других организациях.

Традиции такого подхода в нашей стране были заложены еще в первые годы советской власти. Социальная педагогика 20-х гг. развивалась по следующим основным направлениям: формирование методологических основ взаимодействия школы и социальной среды, разработка вопросов социального воспитания, методик социально-педагогического обследования ребенка, педагогики семьи, среды и ближайшего окружения; участие школы в социалистическом строительстве и политической жизни; взаимодействие школы с экономикой района; подъем духовной культуры социальной среды; связь с творческой интеллигенцией; борьба с беспризорностью и трудновоспитуемостью; участие в ликвидации неграмотности населения, в культурно-просветительской работе, подъем физической культуры школьников, всего населения. За основу был взят принцип единства школы и жизни, школы и социальной среды. Считалось, что в народной школе ребенок должен не только получать теоретические знания, но и учиться жить. Учиться же жить можно, лишь живя определенным образом. Поэтому была взята ориентация на превращение школы в важнейшее место жизни ребенка и создание новой организации этой жизни. Детские дошкольные учебные заведения, школы, клубы, мастерские и др. планировалось превратить в своеобразную модель нового общества, которую постепенно можно было бы распространить и на макроуровень. Иными словами, школа будущего мыслилась как школа детского общества и социализированного воспитания на всех этапах, начиная с детского сада. Основой ее выступала трудовая деятельность как условие развития индивидуальности и профессиональное самоопределение в соответствии со склонностями и способностями учащихся, а также нравственная автономия личности, рассматриваемая в качестве творца новой, лучшей, чем нынешняя, жизни. А творца можно создать лишь посредством упражнений в творчестве.