Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

Модель такого взаимодействия впоследствии стала разрабатываться на научной основе, выступающей в виде соответствующей педагогической методики, или алгоритма действия учителя. Она все больше напоминала производственную технологию с закрытым циклом последовательно осуществляемых операций, правил для достижения соответствующего результата или социального заказа. Всякое взаимодействие с окружающей социокультурной и иной средой жизнедеятельности ребенка рассматривалось как существенная помеха на пути к достижению цели.

Социальная педагогика изначально возникла и формировалась как педагогика «открытой» народной школы. Опыт создания «открытых» педагогических систем возник значительно раньше самого теоретического их обоснования и введения термина «социальная педагогика». Он восходит к педагогическим экспериментам Г. Песталоцци , который организовал приют для детей крестьян. Это был один из первых педагогических опытов создания открытых педагогических систем. Ему же принадлежит идея дошкольного, в частности семейного, трудового воспитания и обучения. Им впервые были обоснованы основные цели и задачи открытых педагогических систем и принципы их функционирования и развития. По его мнению, они должны были формировать и развивать: 1) ум, т. е. склонность и способность к самостоятельному суждению и творчеству; 2) достоинство, т. е. склонность и способность к самопомощи и самообороне от хищников любого рода; 3) нравственность, т. е. деятельную доброту и способность к любви; 4) крепкое здоровье, т. е. способность к поддержанию физической фор-мы; 5) профессию, т. е. мастерство, способность к постоянному труду по его совершенствованию; 6) мировоззрение, т. е. систему ценностей и способность расширять, уточнять и прояснять свой кругозор; 7) культуру труда, т. е. умение и навыки рациональной работы.

Исторически приют для беспризорных детей стал первым социально-педагогическим учреждением, послужившим свое-образным прототипом для создания других социально-педагогических центров и служб. Принципы их функционирования, разработанные Г. Песталоцци, являются основополагающими в деятельности детских приютов и до сих пор. Это прежде всего принципы семейного и трудового воспитания.