Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

К тому же идея материнского и отцовского начала понимается слишком буквально, т. е. фактически противоречит самой идее гражданского общества, общественного воспитания на основе таких понятий, как Родина и Отечество. Восстановить дух Родины и Отечества в детских домах и внешкольных учреждениях — одна из наиболее актуальных социально-педагогических задач. При этом мужское, отеческое начало олицетворяет собой широкие социальные связи, основывающиеся не на природных, а на социально-культурных и политических началах.

Урбанизация, анонимный характер городского жителя ведет к потере данного социального начала и феминизации не только семейных, но и других межличностных отношений, многие из которых носят конфликтный или трудноразрешимый и противоречивый характер и сопровождаются открытыми эмоциональными переживаниями.

Сохраняющиеся же элементы патриархальных отношений в деревне, наоборот, нередко являются причиной конформизма, податливости человека к давлению группы, проявляемому в изменении поведения и установок в соответствии с первоначально неразделяемой им позицией большинства. Все зависит от характера существующих социальных норм, исторически сложившихся или установленных стандартов поведения и деятельности, соблюдение которых составляет необходимое условие для включения индивида и группы в определенное социальное целое. Они и задают характер поведения или целенаправленную систему последовательно выполняемых действий. Такое поведение определяется привычными образцами этих действий, ограничивающих естественные проявления человеческой натуры или социальной группы и поддерживающих тот или иной формализованный порядок. Социально-педагогическая деятельность в школе, детских учреждениях и организациях направлена на поддержание и укрепление этого порядка. А это возможно лишь на основе установления соответствующего ценностно-нормативного поведения, характерного для данной возрастной группы.

В центре внимания школьного педагога должны быть дети, только что переступившие порог школы, у которых появляются проблемы, связанные с так называемым кризисом мира детства: от норм повседневной культуры семьи и семейно-соседской общины, двора и улицы происходит переход к нравственным и иным идеалам, письменной и устной символической культуре, постижению тайн социальной жизни, жесткой социальной организации и порядка.