Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

Основной особенностью их социокультурного развития является взаимодействие в группе, примат группового самосознания над индивидуальным самоопределением и самореализацией. К тому же эти самоопределение и самореализация возможны лишь за счет обретения соответствующего группового статуса.

В качестве основных компонентов образовательной среды для детей до двух лет выступают малая родина, Отечество и цивилизация. При этом освоение каждой из сред является условием освоения последующей. И происходит это, как правило, на различных возрастных этапах. На первом этапе этнокультурного развития ребенок приобщается к окультуренной природе, усваивает родовые связи.

Ориентация общеобразовательной школы главным образом на основы наук порождает своеобразный отрыв ее от жизни, прежде всего от гражданского общества, характеризующегося родовыми социальными отношениями. В результате воздействие на ребенка образовательной среды и учебно-воспитательного процесса в школе нередко осуществляется в прямо противоположных направлениях. Образовательная среда опирается на воспитательный потенциал родины и Отечества, организованный же учебно-воспитательный процесс в школе — на государственные управленческие решения, инструкции и методические рекомендации, разработанные на основе соответствующих идеологических и научных моделей.

Пытаясь как-то преодолеть разрыв между требованиями дидактики и требованиями культуры, школа со времен Г. Песталоцци пытается обеспечить связь с жизнью через под-готовку к труду или трудовое воспитание, с семьей, трудовыми коллективами, родительской общественностью, через общинные принципы организации школьной жизни, политехническую подготовку и др. Однако эта связь обычно носит сугубо внешний характер или форму соответствующей государственной политики, навязываемой сверху. Внутренней преемственности между родовым, социальным и цивилизационным развитием ребенка не достигается. Особенно ощутимо нарушение этой преемственности между детскими дошкольными учреждениями и школой.