Социальная педагогика в школе, детских учреждениях и организациях

Природные начала ребенка в виде его памяти, воображения и др. играют как бы вспомогательную роль. Образовательная среда в возрасте до двух лет воздействует на ребенка непосредственно через наделение действительности некими общественно значимыми смыслами благодаря овладению речью. Ребенка в этом возрасте занимает не то, из чего состоит та или иная вещь или явление, по каким законам они развиваются, а какой смысл они имеют для него лично: страшные они или нет, добрые или злые, прекрасные или безобразные. Этот смысл не существует изначально, а закрепляется за теми или иными вещами и явлениями, приписывается им. Поэтому восприятие этих предметов и явлений во многом зависит от особенностей самого ребенка, развитости его эмоциональной сферы, воображения, представления, характера и т. д. Однако истоки этого восприятия коренятся не в нем самом, а в особенностях образовательной среды в виде поселенческих, региональных и национальных традиций, религиозных чувств, настроений, представлений семьи и соседской общины. То, какие смыслы будут приписываться окружающей действительности, во многом зависит от принадлежности семьи ребенка к тем или иным религиозным конфессиям, от структуры основных ценностей жителей данного региона и поселения.

Возрастные психологические особенности ребенка связаны не только и не столько с физиологическим развитием его организма. Естественные, природные начала его развития имеют куда меньшее значение, чем социокультурные или непосредственная образовательная среда. И в этой среде определяющая роль принадлежит ценностям и нормам этноса и рода, их мифологии и верованиям. Предрасположенность детей дошкольного и младшего школьного возраста к этим ценностям является важнейшей их возрастной характеристикой. Подобно тому, как наши далекие предки не выделяли себя из рода и племени, считая себя органичной их частью, маленький ребенок в своем развитии повторяет все основные этапы филогенеза, т. е. исторического развития. Постепенное поэтапное выделение себя из рода или общины происходит в виде возрастных кризисов трех, семи и двенадцати лет, которые есть не что иное, как смена ценностно-нормативных представлений, органично совпадающая со сменой возможностей самого детского организма и его психики.